
(Публикация в «Российской газете-Неделя»)
Андрей Иванович, о каких методах идет речь?
Андрей Щинов: Начнем с того, что в 80-е годы, когда я работал в 14-й горбольнице Свердловска, наш главный врач Наиль Нурмухамедович Ибрагимов, очень деятельный человек, задумал организовать отделение немедикаментозного лечения. Пожалуй, первое в городе. Кое-где врачи уже занимались лечебным голоданием, кое-где – лечением по методу Бутейко, но происходило это полукустарно. Идея создать новое отделение была по сути революционной, поэтому один опытный терапевт отказался стать его заведующим. И тогда занять эту должность предложили мне, рядовому инфекционисту. Предложение было неожиданным. Я в то время рассматривал заманчивое приглашение на новое место работы от главного инфекциониста области профессора А.И. Кортева. Но в итоге все-таки сделал выбор в пользу «инновационной» медицины и отправился на стажировку в Москву — осваивать метод лечебного голодания под руководством всемирно известного профессора Юрия Сергеевича Николаева.
Многие специалисты называют лечебное голодание «операцией без ножа». Увиденное в клинике Николаева просто потрясло меня. За 3-4 недели голода с людьми происходили такие изменения, которых невозможно достичь с помощью медикаментов. Например, на моих глазах у человека с неизлечимой болезнью Бехтерева за месяц лечебного голодания от тяжелого заболевания почти не осталось следа.
Но главным впечатлением от поездки в Москву было участие во II Всесоюзной конференции по методу К.П. Бутейко.
В чем суть метода Бутейко?
Андрей Щинов: Открытие Бутейко состоит в том, что чем ниже уровень углекислого газа в артериальной крови, тем больше у человека возникает неприятных симптомов, характерных для 140 заболеваний. Это ишемическая болезнь сердца, инфаркт, инсульт, хронический бронхит, бронхиальная астма, хронические болезни желудочно-кишечного тракта и т.д. Активность более 80 ферментных систем организма зависит от уровня углекислого газа: чем он ниже, тем хуже они работают. Поэтому у человека с низким уровнем СО2 нарушен обмен веществ. При снижении уровня углекислого газа снижается и порог возбудимости нервных клеток, нейронов. Это ведет к генерализации процессов возбуждения в коре мозга, изменению поведения людей от простой вспыльчивости до серьёзных недугов. А чем выше уровень углекислого газа, тем легче ткани обогащаются кислородом. У академика Агаджаняна в последние годы вышло несколько великолепно остроумны научных статей на эту тему. Углекислый газ – это «валюта», за которую ткани «покупают» кислород у крови. Когда уровень углекислого газа опускается ниже 3%, человек гибнет от прекращения тканевого дыхания. Таким образом, уровень углекислого газа в крови – интегральный показатель нашего здоровья. Его можно измерить! Открытие Бутейко даёт нам новую систему координат в понимании вопросов оздоровления организма.
Пациенты, которые нормализуют (повышают) уровень углекислого газа в крови (а есть методики, которые позволяют это делать), могут и оздоровить свой организм и избавиться от массы неприятных симптомов.
А метод лечебного голодания?
Андрей Щинов: На языке медицины он называется методом разгрузочно-диетической терапии. Применяется он в официальной медицине около 300 лет. Четко сформулированы противопоказания: его нельзя применять больным с активным туберкулезом, тиреотоксикозом, обострением язвы, раком и рядом других заболеваний. Для остальных у него громадный лечебный потенциал. Суть в том, что когда прекращается, поступление пищи, организм автоматически запускает программу оптимизации всех физиологических процессов. И начинает постепенно, экономно, по степени важности расходовать свои запасы. В этом «пожаре» сначала «сгорают» излишняя вода, лишняя жировая ткань, потом — патологические ткани. А здоровые, необходимые человеку клетки, расходуются в последнюю очередь. Поэтому при голодании «гаснут» спазмы сосудов, бронхиол, кишечника, патологические реакции иммунитета, в т.ч. аллергия, и в целом происходит нормализация физиологических процессов в организме. Такова великая «телесная мудрость», заложенная природой и Богом в каждом из нас.
Удалось применять эти методы в Свердловске?
Андрей Щинов: Да, в 14-й больнице было выделено 12 коек для применения метода разгрузочно-диетической терапии. За семь лет через отделение прошли около 600 больных. У 95 процентов лечение закончилось более чем удачно. Почему не было нужного эффекта у оставшихся пяти? По неопытности не учитывал всех деталей, делал ошибки в отборе пациентов, да и не все готовы голодать просто психологически…
Почему этими методами нельзя лечить рак?
Андрей Щинов: Потому что неограниченно и быстро растущая опухоль опережает процессы, которые при лечебном голодании могли бы привести к выздоровлению. Поэтому при подозрении на рак надо за 2 недели установить диагноз и начать серьёзное лечение.
Вы можете рассказать читателям, как провести лечебное голодание дома?
Андрей Щинов: Про короткие оздоровительные курсы писали в своих книгах П.Брэгг, Ю.С. Николаев. А именно лечебным голоданием надо заниматься только под присмотром врача.
А почему официальная медицина не применяет естественные методы оздоровления?
Андрей Щинов: Думаю, по двум причинам. Во-первых, нужно большое желание больного и его готовность делать над собой усилие. Но большинство людей настроены на то, чтобы наиболее легким и экономичным путем «получить здоровье», а тратить время и душевные силы надо решиться… Поэтому по участковому принципу «оздоровилки» не внедришь. Во-вторых, в распространении этих методов не заинтересована вся огромная промышленность, ориентированная на медицину. Это же миллионы людей по всему миру. Поэтому в официальной, а тем более страховой медицине, эти методы не находят применения.
Чем же мешает страховая медицина?
Андрей Щинов: Она дезориентирует здравоохранение, уводит его от конечной государственной цели – здоровья нации. С приходом страховой медицины руководители лечебных учреждений вынуждены думать не о том, как действительно вылечить пациентов, а как оказать больше услуг, за которые, собственно, и платит страховая компания. Серьезный минус страховой медицины заключается также в том, что доктор занят оформлением значительного количества страховых документов и часть своего врачебного времени и внимания начинает уделять экономике, а не больному человеку. Мы копируем у американцев модель, несопоставимую с нашим уровнем доходов. Да, в США великолепные успехи в лечении тяжелых патологий, по лечебным технологиям они опережают весь мир, но их население и тратит на медицину больше всех в мире. Всё это общеизвестно, об этом говорят и в трамваях и в ординаторских.
Гораздо выше продолжительность жизни в тех странах, где основной упор делается на профилактику. В Японии эффективно действует «экономический кнут и пряник»: не привести ребёнка на профилактический приём к стоматологу очень накладно, посетить все приёмы во время беременности очень выгодно, получишь к родам серьёзный бонус. На Кубе, которая по средней продолжительности жизни, по-моему, уже опережает Японию, медицина бесплатная, там постоянно совершенствуется профилактическая работа. Удачная модель здравоохранения в Великобритании, во многом она скопирована в СССР.
Как объяснить людям, что здоровье нации зависит не от лекарств, а от уровня углекислого газа в крови?
Андрей Щинов: Наверное, рассказывать и доказывать это детям с 1 класса, тогда к окончанию школы они усвоят, что их здоровье зависит не от медицины, а прежде всего от них самих. Чем ниже уровень углекислого газа в крови – тем ближе болезнь, чем выше – тем ближе выздоровление.
Наши генсеки пользовались всей мощью мировой медицины. Результат известен. Это тупиковый путь. Посмотрите на очень богатых, на нашу элиту – пьют крайне мало, регулярно «бегают», следят за питанием, за весом. Они хотят жить долго в полноте телесных и интеллектуальных сил. Это волевые, очень умные люди. А мы?
Давно доказано, что медицина не только утешает болящих, она как отрасль государству выгодна. Каждый год активной занятости гражданина даёт государству большую выгоду. Есть конкретные цифры. Внедрение подобных методов профилактики в масштабе страны позволит нашему государству сэкономить колоссальные средства. Если только изменить учебные программы школ и ВУЗов, экономия будет такой, какую сегодня трудно себе вообразить. Помимо прямой экономии (пойдут на убыль травматизм, онкопатология, заболевания кровеносной системы как основные причины смертности), главное, – будет и косвенная: продолжительность жизни, высокий интеллектуальный и трудовой потенциал населения. Поэтому на вложенный в профилактическую работу рубль государство получит десятки рублей прибыли.
(Подготовила: Дарья Кезина, Российская газета-Неделя-Урал №223 (5896)