Уральский федеральный университет – о дружбе с Италией, сотрудничестве с Азией и интеграции в мировое образование

Виктория Беляева Четыре года назад в глубине евразийского континента, в Екатеринбурге, был основан необычный вуз — Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Ельцина (УрФУ). Он возник как результат слияния двух старейших 90-летних университетов Урала – классического и технического, государственного университета имени Максима Горького и государственного технического университета имени Бориса Ельцина.

С 1946 года, когда в Уральском политехническом институте появились первые иностранные студенты, и к настоящему времени объединенный университет подготовил около трех тысяч специалистов для десятков стран Европы, Америки, Азии и Африки. Молодежь стремится сюда попасть, так как ни один другой российский вуз не предлагает такого количества разнообразных направлений подготовки (за исключением юридического). После объединения двух гигантов УрФУ преобразовался в один из крупнейших вузов России: здесь учится более 50 тысяч студентов. Сегодня это своеобразный ученый «город в городе» со сложной инновационной структурой, 25 ведущими научными школами и массой исследовательских центров, работающих на новейшем оборудовании и изучающих широкий спектр проблем — от современных нанотехнологий и освоения космоса до ядерных исследований и культурной антропологии.

О том, ищут и находят иностранные студенты в Уральском федеральном университете, рассказывает директор Центра международных коммуникаций и протокола УрФУ Виктория Беляева.

Что сегодня представляет и себя система международных связей УрФУ?

Виктория Беляева: В Уральском федеральном университете обучается более тысячи иностранных студентов из 36 стран мира. Идет сотрудничество более чем со 150 зарубежными вузами: действует более 300 договоров. Участвуем в международных сетевых проектах: Арктическом университете, Ассоциации технических вузов России и Китая, Университете ШОС и Университете СНГ. Больше всего студентов приезжает в УрФУ из стран Средней Азии, Китая, Монголии, Кореи, Вьетнама, Гвинеи. Ежегодно университет проводит международные летние школы, посвященные изучению русского языка, культуры, экономики, менеджмента.

IMG_0409 IMG_0376 IMG_0382 IMG_0377 IMG_0368

Университет активно привлекает визит-профессуру из-за рубежа. Есть совместные проекты, гранты, научные лаборатории. Например, лаборатория эдиционной археографии, которую возглавляет профессор Сорбонны Мари-Пьер Рей, Лаборатория наноразмерных сегнетоэлектрических материалов под руководством профессора университета Авейро Андреем Холкиным (Португалия) и многие другие. Один из самых известных мегагрантов — международная лаборатория физики климата и окружающей среды, которую возглавляет со-лауреат Нобелевской премии профессор Жён Жузель. Он, кстати, является и председателем Международного академического совета УрФУ, в который входят ученые из США, Британии, Франции и который призван корректировать деятельность университета по соответствию международным стандартам. Так мы активно используем международный опыт тех вузов, которые уже достигли мировых высот. Например, одна из последних рекомендаций этого совета была взять основной курс на активное сотрудничество с Азией. Екатеринбург расположен на границе двух частей света и имеет синтез разных культур.

Вы стремитесь попасть в топ-100 лучших университетов мира. Как продвигается интеграция в мировое образовательное пространство?

Виктория Беляева: УрФУ вошел в число 15 вузов России, которые получили поддержку государства в рамках программы «5-100-2020» на повышение международной конкурентоспособности. Один из основных приоритетов – это интернационализация образования. Предполагается, что к 2020 году каждый пятый-шестой студент или аспирант Уральского федерального университета будет иностранцем, а практически 15 процентов профессорско-преподавательского состава – из зарубежных университетов, либо со степенью зарубежных университетов, исследователей мирового класса. В свою очередь россияне смогут выезжать на стажировки в другие государства. Ежегодно более 150 студентов и специалистов УрФУ отправляются за рубеж по программам академической мобильности. Действует локальная группа международной студенческой организации BEST, благодаря чему студенты могут принимать участие в краткосрочных курсах в университетах Европы 4 раза в год.

Высшая школа экономики и менеджмента УрФУ реализует программы двух дипломов – «Теоретическая и экспериментальная экономика» совместно с университетом Гумбольдта (Германия) и «Международный менеджмент» совместно с Университетом Лилль 1 (Франция). «Производственный менеджмент» совместно с Лаппеенрантским технологическим университетом (Финляндия). Кроме того, на базе Бизнес-школы УрФУ реализуется совместная программа Executive MBA с Институтом администрирования предприятий университета Пьера Мендеса Франса в Гренобле (Фрация). Пополняется список магистерских программ, преподаваемых полностью на английском языке, например, «Russian Studies» и «Political Philosophy».

У уральских университетов давняя дружба с Италией. Как сейчас развиваются отношения?

Виктория Беляева: Из стран Европы, Италия – один из наших главных стратегических партнеров. У нас схожи структуры университетов, много общих интересов по совместному развитию образования и очень большие культурные связи. Мы начали дружить с итальянскими вузами еще до объединения, сразу подружились с политехническим и классическим университетами Турина. Раньше в составе уральского госуниверситета был итальянский колледж, поэтому у нас очень много студентов, которые отлично говорят на итальянском. На данный момент у нас 9 действующих соглашений с итальянскими вузами, постоянно проходят студенческие обмены, конференции и проекты. Например, в 2012 году УрФУ и Генуэзский университет представили совместный проект по очистке воды. За последний семестр 18 студентов УрФУ прошли обучение во Флорентийском университете, еще трое обучались в Турине, а к нам по обмену приезжали бакалавр и 5 магистров. У итальянцев, как и студентов из других европейских стран, пользуются популярностью социальные науки и экономическое направление.

Что можно сказать о сотрудничестве с Азией?

Виктория Беляева: Мы много сотрудничаем с Индией, Китаем, Малайзией, Таиландом. Наших коллег из Азии интересуют практически все направления подготовки, особенно естественные, социально-политические науки, экономика и IT. Реализуем инновационные проекты, например, один из недавних — совместное производство переносной системы пожаротушения в Южной Корее. С 2008 года на базе Института социальных и политических наук УрФУ действует уникальный китайский культурно-образовательный центр – Институт Конфуция. В 2013 году в университете открылся Тайская комната. Китайские студенты активно изучают русский язык. Впечатления от сотрудничества самые положительные у обеих сторон, хотя, конечно, ощущаются и культурные различия. Например, учащиеся из Азии очень основательные, но при этом более неспешные, чем русские студенты.

Какие существуют стипендии и программы обмена для иностранных студентов?

Виктория Беляева: В УрФУ появился Институт международного образования. Представлены два основных направления: программы магистратуры на английском языке и программы русского языка для иностранных студентов. Институт в первую очередь нацелен как раз на иностранных студентов. Сейчас реализуется проект летнего университета. Так называемый летний семестр. По этому проекту у нас учится 30 студентов из Индии. Кроме этого есть и 44 студента-мексиканца, которые находятся у себя на родине, но учатся в УрФУ. Для иностранных студентов, в свою очередь, практика на российском предприятии обязательна, и им это очень интересно. На программе «Безопасность строительных критичных инфраструктур и территорий» будет работать со-лауреат Нобелевской премии, сотрудник УрО РАН, профессор университета США Святослав Тимашев. На программу мы набираем всех желающих, кто хочет повысить квалификацию. Обязательно предполагается стажировка за рубежом. Это может быть работа на одном из профильных предприятий либо обменный семестр и обучение в одном из зарубежных вузов.

Также университет предлагает гранты для обменных студентов, на конкурсной основе существует 50 возможностей бесплатного обучения в университете для иностранных студентов.

Другой пример — это программа организации академической мобильности студентов университетов, входящих в сеть «Арктический университет» — North2North. В рамках этой программы студенты УрФУ имеют шанс бесплатно учиться по обмену в университетах Норвегии, Канады, Аляски, Финляндии, Швеции и Исландии, с которыми у УрФУ не подписано соглашение о сотрудничестве. Обменный период может длиться от 3 до 12 месяцев и включать в себя обычные образовательные курсы, прохождение практики, проектную работу, летние школы и т.п. Все полученные результаты обучения должны быть перезачтены в родном вузе.

Что касается размера стипендии, иностранные студенты бюджетных форм обучения имеют точно такие же права на стипендию и различного вида льготы, как и российские студенты. Размер стипендии, в зависимости от направления подготовки, колеблется от 2 до 12,6 тысячи рублей. Для иностранных студентов контрактных форм стоимость обучения составляет около 3 тысяч долларов.

С какими сложностями приходится сталкиваться в процессе интернационализации образования?

Виктория Беляева: После того как 11 лет назад мы вошли в число участников Болонского процесса, перед нами встала задача привести систему в полное соответствие с тремя ступенями высшего образования стран Европы (бакалавриату, магистратуре и аспирантуре). За последние годы многое изменилось. Повысилось федеральное финансирование. После создания УрФУ мы выиграли программу повышения конкурентоспособности, что позволяет нам улучшать инфраструктуру, закупать иностранную литературу, новейшее оборудование, поощрять специалистов, которые публикуются в зарубежных журналах. Стало больше возможностей участвовать в международных выставках, в том числе рекрутинговых, взаимодействовать с международными университетами. Растет число образовательных программ, выпускники которых получают сразу два диплома — УрФУ и зарубежного университета, в некоторых институтах в составе УрФУ ведется двойное научное руководство аспирантами.

Но есть и трудности. Одна из основных – уровень владения английским языком. Чтобы стать университетом мирового класса, необходимо создавать новые учебные программы на английском. Простой перевод курса ничего не решает: нужно подвести под него базу и быть готовым свободно преподавать на языке международного общения. Причем не перед привычной аудиторией, а в зарубежном вузе перед студентами из разных стран. К 2020 году 70 процентов всех программ, читаемых в магистратуре, у нас должно быть на английском языке, и до 40 процентов всех образовательных программ должно быть создано и апробировано с участием промышленных предприятий и организаций. Преподаватели сейчас активно изучают английский, это требует времени и усилий.

Другая проблема — повышение цитируемости в зарубежных журналах, включенных в международные источники цитирования. У нас должна резко вырасти результативность научного труда, увеличиться количество международных публикаций. Мы должны публиковать более трех тысяч статей в международных журналах в год. Эта работа идет, но профессорско-преподавательский состав столкнулся с новыми для них требованиями к подготовке и написанию научных статей, очень отличающимися от российских.

Центр международных коммуникаций и протокола http://urfu.ru/en/

 Дарья Кезина

Ссылка на источник — Russia beyond the headlines: http://it.rbth.com/societa/2014/07/30/verso_luniversita_globalizzata_32139.html